29

ПРИНЯТО
на заседании
педагогического совета
Протокол № 1 от 30.08.2021г

УТВЕРЖДЕНО
распоряжением
МОУ «Гостилицкая школа»
№ 183-р от 31.08.2021г

Положение о библиотеке
в МОУ «Гостилицкая школа»

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 00A6D2E53B8E39C060CF690D9ECC2B6708
Владелец: МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ГОСТИЛИЦКАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА" ИМЕНИ ПОТЕМКИНОЙ ТАТЬЯНЫ БОРИСОВНЫ
Действителен: с 07.04.2022 до 01.07.2023

1. Общие положения
1.1. Настоящее положение регламентирует деятельность библиотеки МОУ «Гостилицкая
школа» (далее – образовательная организация).
1.2. Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным законом от
29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Минкультуры
России от 08.10.2012 № 1077 «Об утверждении Порядка учета документов, входящих в
состав библиотечного фонда» с учетом письма Минобразования России от 23.03.2004 № 1451-70/13 «О Примерном положении о библиотеке общеобразовательного учреждения».
1.3. Библиотека является структурным подразделением образовательной организации,
созданным в целях обеспечения права участников образовательного процесса на
бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами.
1.4. Порядок пользования источниками информации, перечень основных услуг и условия
их предоставления определяются настоящим положением о библиотеке и правилами
пользования библиотекой, утвержденными руководителем образовательной организации.
1.5. Организация обслуживания участников образовательного процесса производится в
соответствии с правилами техники безопасности и противопожарными, санитарногигиеническими требованиями.
2. Цели, задачи, функции библиотеки
2.1. Цели библиотеки соответствуют целям образовательной организации и включают в
себя в том числе: формирование общей культуры личности обучающихся на основе
усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их
адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего
освоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности,
трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе,
Родине, семье, формирование здорового образа жизни.
2.2. Задачами библиотеки образовательной организации являются:
 обеспечение участников образовательного процесса доступом к информации,
знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования
библиотечно-информационных ресурсов образовательной организации;
 привлечение обучающихся к систематическому чтению учебной, художественной,
научно-популярной литературы;
 содействие развитию познавательных интересов и способностей обучающихся;

обучение основам библиотечно-библиографической грамотности;
 содействие педагогическим работникам в подборе научно-методической
литературы, информирование о новых поступлениях в библиотечный фонд;
 совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения
новых информационных технологий и компьютеризации библиотечноинформационных процессов, формирование комфортной библиотечной среды.
2.3. Библиотека выполняет следующие функции:
2.3.1. Формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов образовательной
организации:
 комплектует
основной фонд учебными, художественными, научными,
справочными, педагогическими и научно-популярными документами;
 участвует в комплектовании специализированного фонда учебниками из числа
входящих в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования, и учебными
пособиями, допущенными к использованию при реализации указанных
образовательных программ;
 аккумулирует фонд документов, создаваемых в образовательной организации
(публикаций и работ педагогов образовательной организации, лучших научных
работ и рефератов учащихся и др.);
 осуществляет размещение, организацию и сохранность документов;
 организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги (алфавитный,
систематический), картотеки (систематическую картотеку статей, тематические
картотеки), электронный каталог, базы данных по профилю образовательной
организации.
2.3.2. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание
обучающихся:
 предоставляет информационные ресурсы на различных носителях;
 организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и
потребителя информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и
навыков работы с книгой и информацией;
 оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе
учебной, самообразовательной и досуговой деятельности обучающихся;
 организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей и
читательской культуры личности;
 содействует педагогическим работникам в организации образовательного
процесса и досуга обучающихся.
2.3.3. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание
педагогических работников:


выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с
обучением, воспитанием обучающихся;
 содействует
профессиональной
компетенции
педагогов,
повышению
квалификации, проведению аттестации;
 осуществляет текущее информирование (дни информации, обзоры новых
поступлений и публикаций);
 способствует проведению занятий по формированию информационной культуры
обучающихся, является базой для проведения практических занятий по работе с
информационными ресурсами.
2.3.4. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание
родителей (законных представителей) обучающихся:
 удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в
библиотеку;
 консультирует по вопросам организации семейного чтения, знакомит с
информацией по воспитанию детей;
 консультирует по вопросам учебных изданий для обучающихся.


3. Организация деятельности библиотеки
3.1. Общее руководство деятельностью библиотеки осуществляет руководитель
образовательной организации.
3.2. Непосредственное руководство библиотекой осуществляет заведующий библиотекой,
который назначается руководителем образовательной организации.
3.3. Заведующий библиотекой несет ответственность в пределах своей компетенции за
организацию и результаты деятельности библиотеки.
3.4. Заведующий библиотекой разрабатывает и представляет руководителю
образовательной организации на утверждение следующие документы:
 Годовой план работы школьной библиотеки
 Отчет за год
 График проведения библиотечных уроков.
3.5 Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется в соответствии с планами
работы библиотеки и режимом работы образовательной организации.
3.6. Библиотека вправе предоставлять платные библиотечно-информационные услуги,
перечень которых определяется уставом образовательной организации.
3.7. Режим работы библиотеки определяется директором в соответствии со штатным
расписанием с учетом режима работы образовательной организации.
4. Учет поступления и выбытия документов библиотечного фонда
4.1. Прием документов в фонд библиотеки включает следующие операции:

сверка поступлений с первичным учетным документом (накладная, акт),
включающим список поступивших документов;
 составление
первичного учетного документа для поступлений без
сопроводительной документации.
4.2. При пополнении основного библиотечного фонда необходимо соблюдать требования
Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской
деятельности» с изменениями от 14 июля 2022 г. N 303-ФЗ. Документы, включенные в
перечень экстремистских материалов, приобретать запрещено, при выявлении их в
фонде – изымать из доступа.
4.3. Учет и обработка документов библиотечного фонда.
4.3.1. Учет и обработка документов основного фонда осуществляется индивидуальным
способом. Сведения о поступивших печатных документах вносятся в «Книгу суммарного
учета документов основного фонда».
Поступившим документам присваивают индивидуальный регистрационный номер
(инвентарный номер или иной знак, принятый в качестве регистрационного номера,
системный номер для электронных документов) и шифр хранения.
Регистрационные номера и шифры отмечают в регистрах индивидуального учета
документов – инвентарной книге, картотеке регистрации газет, журналов, учетной базе
данных.
Все экземпляры принятых изданий штемпелюются. Штемпель с наименованием
образовательной организации должен быть прямоугольной формы, размером не
больше чем 1,5×4 см.
Штемпель ставится на обороте титульного листа (при отсутствии титульного листа — на
первой странице текста под заглавием), на 17-й странице под текстом в левом нижнем углу
и на обороте каждого приложения. На брошюрах и журналах штемпель ставится только на
обложке или на первой странице текста.
Состав основного фонда фиксируется в карточном алфавитном каталоге, в электронной
базе данных библиотеки.
4.3.2. Учет и обработка специализированного фонда. Специализированный фонд
учитывается и хранится отдельно от основного библиотечного фонда.
Учет документов специализированного фонда, как многоэкземплярной литературы,
осуществляется групповым способом и отражается в «Книге суммарного учета учебного
фонда» и в картотеке регистрационных карточек.
На каждое наименование документов специализированного фонда заводится отдельная
учетная карточка. Карточки с библиографическим описанием изданий учебников
расставляются в учетную картотеку по классам, а внутри классов – по алфавиту фамилий
авторов или заглавий. Для контроля за сохранностью учетных карточек они
регистрируются в «Журнале регистрации учетных карточек учебников».
Техническая обработка документов предусматривает следующие операции:


проставление на каждом документе штемпеля библиотеки в соответствии с
пунктом 4.3.1 настоящего положения;
 установление средств защиты от утраты (магнитный датчик, радио-чип, иной вид
маркировки);
 изготовление и прикрепление к документу паспорта учебника. Паспорт учебника
приклеивается на первой странице учебника. Заполняется при выдаче читателю.
Учет специализированного фонда предусматривает отражение его состава в справочнобиблиографическом аппарате библиотеки, в том числе в электронной базе данных.
4.4. Выбытие документов библиотечного фонда.
4.4.1. Причины, по которым документ может быть выведен из состава библиотечного
фонда, включают в том числе ветхость, дефектность, устарелость по содержанию, утрату.
Исключение документа из библиотечного фонда проводится на основании анализа состава
библиотечного фонда и результатов его проверки.
4.4.2. Под ветхостью документа понимают результат естественного старения или
физического износа документа.
4.4.3. Под дефектностью документа понимают частичную или полную утрату
эксплуатационных качеств документа в результате внешнего воздействия.
4.4.4. Под устарелостью по содержанию понимают потерю актуальности тематики,
подтверждаемую
отсутствием
спроса
читателей,
невостребованностью
в
перераспределении и реализации.
4.4.5. Под утратой документа понимают его отсутствие в фонде библиотеки по причинам
потери, хищения, бедствий стихийного, техногенного (в том числе хакерской атаки и
невосстановимого сбоя электронного оборудования) или социального характера, по
неустановленной причине.
4.4.6. Процесс исключения документов из фонда библиотеки осуществляется в
соответствии с Порядком учета документов, входящих в состав библиотечного фонда,
утвержденным приказом Минкультуры России от 08.10.2012 № 1077.
4.4.7. Выбытие документов библиотечного фонда производится в результате их списания
комиссией, созданной руководителем образовательной организации.
4.4.8. Утилизация списанных документов библиотечного фонда производится в
соответствии с законодательством Российской Федерации.


5. Проверка документов библиотечного фонда
5.1. Плановая проверка документов библиотечного фонда проводится с периодичностью
один раз в пять лет на основании графика проверки, утвержденного заведующим
библиотекой.
5.2. Внеплановая проверка документов библиотечного фонда производится в обязательном
порядке:
 при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи документов;

в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций,
вызванных экстремальными условиями;
 при реорганизации или ликвидации образовательной организации.
5.3. По итогам проверки заведующий библиотекой составляет акт, подписывает и хранит
его в библиотеке в течение срока, установленного номенклатурой дел. Если какие-то
документы отсутствуют по неустановленной причине, то к акту прикладывается их список,
в котором фиксируются сведения о количестве документов библиотечного фонда в наличии
и количестве отсутствующих документов, в том числе по неустановленной причине. В акте
также указывается номер и дата акта предыдущей проверки.
5.4. Во время проверки документов библиотечного фонда работники отслеживают наличие
экстремистских материалов, которые входят в федеральный список, опубликованный
Минюстом России на своем сайте.
Если заведующий библиотекой найдет экстремистский материал, то должен ограничить к
нему доступ со стороны пользователей.
5.5. При выявлении в процессе проверки фонда отсутствующих документов и
невозможности установления виновных лиц убытки по недостачам списываются в
соответствии с действующим законодательством.



Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».